157936-e1455953217910 О сокращении числа автобусов в Архангельске

О сокращении числа автобусов в Архангельске

Местные СМИ рапортуют о состоявшимся заседании областной Ассоциации автотранспортников. Осмелюсь прокомментировать, пойдем по тексту.

В нем (заседании) приняли участие представители 15 предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками

Т.е. представителей власти, городской и/или областной, на собрании не было? Это я к тому спрашиваю, что ниже по тексту выскажу мнение о непонимании участников Ассоциации устройства и функционирования транспортных систем. Кстати, власти так же мало понимают, судя по новостным статьям с официальных ресурсов за последние годы. Внимание, см. UPD внизу.

Тут очень важно сделать отступление. Очень рекомендуется в начале прочитать статью о балансе спросов на личный и общественный транспорт, вот тут очень просто написано, или моя версия с обобщением на наш город. Написанное там не самопальная теория, а выжимка из книги известного урбаниста и «транспортоведа» Д. Вучека «Транспорт в городах удобных для жизни», глава 2.

Прочитали? Даже если нет, идем дальше.

Члены Ассоциации согласились с тем, что необходимо в строгом соответствии с действующим законодательством исключить транзитное движение через город межмуниципальных маршрутов № 4, 41, 104

С одной стороны звучит правильно. С другой — личный опыт. Год жили на Варавино, и маршруты № 4 и № 41 были единственной возможностью добраться с работы до дому вечером в час пик с относительным комфортом. Остальные автобусы проезжающие по Троицкому (а ездил я от ДрамТеатра) банально шли битком набитые. При этом 4 и 41 рейсов мало, но они все отслеживались на http://appp29.ru, что удобно — посмотрел где автобус, вышел к нужному времени, сел в свободный (относительно других маршрутов) ПАЗик, поехал домой. Считаю минимальным уровнем комфорта для ОТ — следование по графику и возможность сесть, а не запихнуться в автобус.

Так же стоит отметить, что людям придётся совершать пересадку. Проезд для них станет дороже и неудобнее. Так же увеличится пассажиропоток от конечных данных автобусов (на ЖД как я понимаю) в центр.

Далее с улиц Архангельска должны уйти автобусы маршрутов, на которых перевозчики не имеют договоров с муниципалитетом. Это маршруты № 6, 22у, 55, 104у.

Тут я озадачен по поводу 6ки. Всегда думал, что легально работают. Тем более у них всегда чисто, кондуктора в форме. Да и маршрут безальтернативный. 22у и 55 да, нелегалы, надо убрать, но учитывая кое-что, о чем читаем ниже. В случае с 104у — когда жил в Соломбале, а учился в Городском лицеи на МРВ, данный маршрут с утра был для меня как № 4 и № 41 =).

И наконец, после детального обсуждения Ассоциация автотранспортников предложили сократить до 20% автобусов, на маршрутах, работающих в южном направлении, и проходящих по пр. Ленинградский: № 5, 5у, 5э, 7у, 22, 42. 43, 44, 64.
Итогом принятых решений должно стать сокращение 120­-130 единиц автобусов, или 20­-25% парка машин, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. Тем самым будут существенно разгружен центр Архангельска, а также пр. Ленинградский.

Да, автобусов много, они дублируют друг друга. Но какие это автобусы? За исключением муниципальных ЛиАЗов, это всё ПАЗики малой вместительности (точнее по нормам они средней вместительности, но на деле…). В часы пик, утром и вечером, как раз в южных направлениях, автобусы забиты под завязку. Справятся ли ПАЗики после уменьшения их кол-ва и исключения из потока 4 и 41? Нет. Будет только хуже.

И вот тут обратимся к балансе личного и общественного транспорта в общей транспортной системе. Автобусов станет меньше, качество обслуживания упадет. На дорогах же, для транспорта, станет свободнее. Т.е. на машине станет удобнее, на автобусе неудобнее. Чем больше разница в удобстве личного и общественного транспорта, тем привлекательнее выглядит покупка автомобиля (ведь если бы было одинаково удобно, то смысл тратить деньги). Часть пассажиров, даже в кризис, найдут денег да купят машины. Больше машин — больше пробок и нехватка парковок. При этом снижается кол-во пассажиров = снижение доходов перевозчиков. Правда снижение доходов перевозчики покроют снижением расходов (автобусов то станет меньше).

Всё бы было не так, если заменить ПАЗики автобусами большой вместительности и ходи они четко по графику. Но (читаем статью дальше):

Также члены Ассоциации приняли решение о том, что в 2016 году будет проведена замена порядка 40 единиц устаревших автобусов марки «ПАЗ» на новые, современные низкопольные автобусы малого и среднего класса. В последнем случае рассматриваются варианты использования машин марки «МАЗ», ­ отметил Андрей Попов. — В 2017 году перевозчики планируют замену еще порядка 70 единиц «ПАЗиков» на низкопольные автобусы.

Новые, низкопольные это хорошо. НО малой и средней вместительности!!! Они и так сейчас такие, как они справятся с потоком? Наплевать перевозчикам на наше с вами удобство, лишь пыль в глаза пускают. Будем запихиваться, ведь альтернатива только одна (см. выше).

Есть еще такое мнение, о том, что скрывается за всем этим. Перевозчики думают только о своём кармане, и цель его набить. Смотрите сами:

  • убрать с центра маршруты № 4, 41, 104у — больше пассажиров (и денег) тем, кто ездит в/из/по центру города
  • меньше автобусов — меньше издержки на содержание и зарплаты сотрудникам. И наплевать, что люди и сейчас забиваются плотно как сигареты в пачке, альтернативы нет.
  • убрать нелегалов. Тут понятно, это правильно с точки зрения закона, но цели перевозчиков так же ясны.
  • «ну ведь они купят новые автобусы». Да, но это нормально явление, когда вкладываться в бизнес.

Итого: без замены ПАЗиков на автобусы большой вместительности от сокращения кол-ва машин на маршрутах проиграют все, и пассажиры и город в целом, кроме перевозчиков.

UPD: На сайте администрации Архангельска появилась новость о прошедшем заседании рабочей группы по вопросам развития общественного транспорта. Текст с местных СМИ там фигурирует как мнение именно Ассоциации перевозчиков. Интересно, это одно и то же заседание, или разные? Новость с сайта мэрии обсудим в следующий раз.