Так случилось, что живём мы рядом с остановкой Усть-Двинская. Нам удобно — конечная 44 и 5 маршрутов.
До 1 сентября по 44му маршруту ходили АПАПовские ЛиАЗы, с обозначенной даты маршрут обслуживают частники на ПАЗиках. На лицо деградация (но зато теперь ЛиАЗы по 22ому маршруту ходят). Походили ПАЗики с полмесяца, и пропали с Усть-Двинской. Несколько дней с утра нет, да и днём на конечной их не видно. Задал в вопрос в группе Общественный транспорт Архангельска (VK), почти сразу мне в личку ответил работник общественного транспорта (а простые люди в группе подтвердили) — автобусы ходят, но начинают маршрут с Кедрова, что бы ухватить побольше народу, а не ехать наугад. И наплевать, что люди стоят на конечной и ждут автобус. А если автобусы и идут с положенной конечной, то не по графику.
В той же группе в VK появился похожий вопрос: А где осуществляет посадку 7ой маршрут на МРВ (в связи со стройкой транспортного терминала)?. Оказалось, что 7ка часто начинает движение от 21 гимназии, наплевав на пассажиров с МРВ. Причина та же: ехать «не на угад», а «подсидеть» конкурирующий маршрут (выскочить и забрать пассажиров перед 7у).
На сайте мэрии Архангельска есть перечень маршрутов, с картой маршрутов и графиками. Почему мэрия не контролирует соблюдения условий договоров на обслуживание маршрутов?
В своё время город сделал глупость, разрешив в городе частных перевозчиков. Частнику важно одно — прибыль. Ему не важно качество обслуживания, и цели, которые ставят города перед транспортом. Зачем ходить по графику, когда можно «украсть» поток у конкурента? Зачем комфортные автобусы, если люди поедут на том, что есть, а хороший автобус это затраты? Вот и имеем, что имеем. В начале слушали сказки на тему «Частники это конкуренция и соответственно повышение качества», а получили дорожающий проезд и ухудшающийся качество перевозок. Как следствие — люди пересаживаются на машины, растут пробки и проблемы с парковками.
Перед общественным транспортом не должно ставится цели в виде зарабатывания денег. Транспорт должен приносить городу доходы от вторичного экономического эффекта — повышение комфорта проживания и передвижения в городе. Очень рекомендую статью на эту тему → Экономика транспортной системы. Жаль, что мэрии городов русских не читают ни статьи в интернете, ни литературу на профильные темы.